Йорк Бадер. Изящные искусства. Женева.
-Прежде всего, я должен сказать, что в этом деле я новичок. По-настоящему я начал преподавать только в 2000 году. Не знаю, изменилось ли что-нибудь с того времени. Наиболее важным в образовании я считаю научиться доверять студентам. Это первое и основное. Со студентами нельзя воевать и не нужно думать, что ваши отношения должны быть натянутыми. Итак, в первую очередь - необходимо доверие. Второе правило, и оно, пожалуй, является ровесником образованию, это необходимость привить студентам свободу мышления. Это поможет им стать независимыми личностями, со своим мнением, и способностью критиковать. Студентам также необходимо помогать находить правильные источники, это то новое, что появилось в последние годы. В наши дни в информационном обществе доступ к нужным источникам превратился в серьёзную проблему. Поэтому я считаю необходимым помогать студентам находить верные источники, отличные от навязываемых им со стороны СМИ. То, что предлагают средства массовой информации, является пропагандой или избитым, отработанным материалом, чем-то в этом роде…Я считаю, что на этой этапе мы можем помочь студентам. Вот таким, в двух словах, вижу образование сегодня.
-Если Вы спросите меня про принципы образования в современном искусстве, я бы хотел повторить то, что уже сказал по поводу образования в общем. Мы, учителя, должны помочь студентам сделать свой выбор из многообразия форм современного искусства. Сегодня на фоне всеобщей глобализации (я говорю это немного утрированно) можно выделить два противоположных полюса в искусстве: рынок, представленный большими городами в форме художественных ярмарок, и параллельно этому мы имеем явление Биеннале. И естественно, те работы, которые выставляются на Биеннале, вы не увидите на Художественных выставках и наоборот. Может быть, заметите какие-то тщетные попытки сделать своего рода микс, но это невозможно, так как на этих ярмарках нет настоящих творческих работ. Например, то что мы видели на Биенале в Берлине или в Стамбуле - это настоящие произведения. Это работы в своём собственном стиле, со своей позицией в искусстве. И я считаю необходимым объяснить студентам всё это многообразие современного искусства и помочь им сформулировать важные вопросы. Понимаете, я хочу сказать, что если мы пойдём по протоптанной дорожке, по пути, который определили, выбрали для нас СМИ, будь то живопись и ли визуальное искусство, то это будет, на мой взгляд, неправильное направление. Важно научить студента выражать свои идеи, то что он чувствует и хочет сказать, остальное, я думаю, приложится.
Понимаете, они должны экспериментировать, и лучше, если они будут экспериментировать с разными формами выражения. Сначала необходимо выбрать форму, и только потом наполнить её содержанием. Я имею в виду, что мы должны настаивать на факте существования двух реальностей: институционального поля, которое предполагает открытый выбор форм и богатство содержания, но меньше денег. С другой стороны это рынок с ограниченными возможностями самовыражения, но большими деньгами. Я считаю очень важно показать это студентам. Я ни в коем случае не пытаюсь заклеймить рынок, сказать, что рынок-это плохо. Я просто хочу помочь студентам определиться, в каком направлении они будут работать. Например, такой известный художник как Пистолето открыто говорит, что он творит как для рынка ,так и ради искусства. И я считаю, что это правильно, и именно это студенты должны научиться понимать.
-То, что я хочу подчеркнуть, и этому я научился за время преподавания и наблюдения, - это необходимость настаивать, настаивать и еще раз настаивать на накоплении теоретической базы. Это очень и очень важно. Если проанализировать последние 20 лет, можно увидеть, что известные художники продолжают работать и волновать нас своими творениями. И практически у всех них за плечами мощная теоретическая база. Я считаю, что мы должны настаивать на этом. Это является серьёзной проблемой в европейском и западноевропейском обществе, так как студенты начинают свой путь с идей об искусстве, которые навязали им средства массовой информации, и конечно, такое представление откладывается в их сознании.
-Если Вы спросите меня о соотношении теории и практики в образовании, я должен буду уйти от ответа. Дело в том, что я еще не открыл волшебную формулу. Не могу сказать точно, что это 50/50 или 60/40.
-Если Вы спросите меня о том, какие теоретические дисциплины я могу порекомендовать для процесса образования, думаю, что в первую очередь, и это как раз то, что остаётся без внимания во франкоговорящей части Европы или даже мира, и то, что англосаксы (англоговорящие) называют визуальной культурой. Это можно сегодня назвать наиболее важной частью теоретической базы. Можно обратиться к антропологии, к социологии, к другим областям знаний…Необходимо показать студентам, что таких областей знаний очень много, и особенно важно научить их читать. Сегодня это представляет собой огромную проблему для учителей: научить студента читать, подтолкнуть их к чтению. У меня пока нет такой формулы.
Что касается последнего вопроса, думаю, что от выпускника художественной школы можно ожидать, чтоб во время своей учёбы он мог поддерживать себя финансово на временных работах, подработках или даже лучше, работая в аудио-видео индустрии. То есть нашел способ быть финансово независимым. И было бы прекрасно, если бы это каким-то образом было связано с его профессией, техникой исполнения, теми навыками которые он приобрёл в художественной школе. Необходимо, что бы он был финансово защищенным и не зависел в своём творчестве от условий рынка, от разных вещей: от критики, от художников-оформителей, от долгов и т.д.
Очень сложно сегодня донести до студентов мысль о том, что творческая деятельность не закончится через пять лет после окончания художественного ВУЗа. Как раз наоборот. Нужно дать им понять, что тот путь, который они избрали, это забег длинною в жизнь.
-Большое спасибо, Йорг. Спасибо за Ваш вклад в наш проект.
|