Инициатива издательской программы Интерроса

конференция

ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ

Образовательные аспекты издательской деятельности в области современного искусства
19-20 May 2006

в рамках ярмарки Арт Москва, ЦДХ, 17-21 мая 2006 года


В последние годы стало возможным говорить об экстенсивном развитии российской арт-системы. Появляются новые проекты, такие как Московская биеннале, расширяются уже существующие институции (ГЦСИ), открываются новые галереи и выставочные пространства, учреждаются премии. Однако такое бурное развитие выглядит несбалансированным: уже сейчас наблюдается нехватка художников, кураторов, искусствоведов в области современного искусства. 

Для появления такого рода профессионалов необходима современная образовательная система, включающая серьезную теоретическую подготовку. Важным аспектом такого образования должна стать издательская программа, способная обеспечить специалистов необходимой учебной и профессиональной литературой.

Российское образование в области искусства предлагает в основном нереформированные каноны преподавания, доставшиеся в наследство от прежних эпох, в соостветствии с которыми практическое образование остается доминирующим. В области современного искусства существуют только немногочисленные частные инициативы - Институт проблем современного искусства в Москве и Про Арте в Санкт-Петербурге.

Многосторонняя компетенция, необходимая современному художнику, существенно повышает значение его теоретической подготовки. 

История искусства 20 века и теория искусства 20 века представлены на российском рынке немногочисленными публикациями в периодике - в первую очередь в Художественном журнале, и несколькими книгами отечественных и зарубежных авторов.

На данный момент в России существует ограниченное число специалистов в этой области, что объясняется слабостью искусствоведческого образования, касающегося второй половины 20 века. По этой причине часть издательской программы должна составлять переводная литература, включающая в себя труды ведущих теоретиков искусства 20 века, таких как Клемент Гринберг, Харольд Розенберг, Хал Фостер, Бенджамин Бухлох, а также фундаментальные труды по истории искусства 20 века, из ряда таких как Norbert Linton: The story of modern art; T. J. Clark: Farewell to an idea; Uwe M. Schneede: Die Geschichte der Kunst im 20. Jahrhundert; Hal Foster, Rosalind Krauss, Yve-Alain Bois, and Benjamin Buchloh: Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism.

Однако историей и теорией современного искусства не ограничивается теоретическая подготовка современного художника. Зарубежное образование предлагает широкий спектр теоретических дисциплин: теория медиа, социальная теория, Cultural studies, Social and Critical Histories of Art, Feminist Art Theory etc. 

Тем не менее проблема формирования принципов современного образования - является важной темой не только и не столько в российском контексте. Она обсуждается не только в международных СМИ, но становится объектом творчества и рефлексии художников на крупнейших международных форумов современного искусства. В надежде получить представление о подходах к этой проблеме в других странах, мы пригласили на наши дискуссии кураторов крупнейшей выставки современного искусства Documenta 12 (2007), заявивших тему education одним из лейтмотивов своего проекта. Участвующие в нашей дискуссии кураторы европейской биеннале Manifesta 6 (конец 2006 года), весь свой проект посвятили теме образования в области современного искусства, отказавшись в этом году от традиционной выставочной формы в пользу трехмесячной школы, где приглашенные художники будут выступать в качестве преподавателей. 

То, что проблемы образования, и художественного образования в частности, оказываются в фокусе внимания одновременно в России и в Европе, обусловлено как специфическими локальными причинами, так и общими. К последним надо отнести общую тенденцию утраты как образовательными учреждениями, так арт-институциями, экономической автономии, ведущей к логике нематериального сервиса

С другой стороны надо назвать Болонский процесс (1) и вступление в него России. К положительным последствиям этого процесса относят, в частности, упрощение для преподавателей и студентов перемещений из одного учебного заведения в другое в рамках универсализированной системы образования.

Рогер Бюргель, куратор выставки Documenta 2007, говорит о “глобальном процессе культурного перевода (cultural translation), находящего отражение в искусстве и его институте посредничества” - профессиональные и популярные издания, образовательные учреждения, музеи, галереи, критика etc, и об открываемой этим процессом “возможности всеохватывающей общественной дискуссии” (documenta.de). Значение, которое куратор отводит сегодня образованию и искусству, заставляет вспомнить эпоху Просвещения: “Эстетическое образование кажется сегодня единственно достойной альтернативой дидактике и академизму с одной стороны, и товарному фетишизму – с другой.” 

Столь высокие ожидания, связанные с современным искусством и его собственной образовательной ролью в обществе, ставят принципиальный вопрос:
какой компетенцией должны обладать художник, куратор, критик, теоретик актуального искусства? 

Обсуждения издательской программы в рамках ярмарки Арт Москва состоят из двух частей. Первая часть состоит из выступлений зарубежных и отечественных специалистов. В качестве второй части выступает круглый стол, на котором - на основании заслушенных выступлений – должны быть высказаны рекомендации и мнения участников о принципах и конкретных шагах в формировании издательской программы в поддержку образования в области современного искусства. 

Александр Соколов
Куратор конференции "Искусство и образование"
asoko_ov@tochka.ru

(1) Болонский договор – совместное заявление министров образования 29 европейских стран, в т.ч. России. Подписано в 1999 году в итальянском городе Болонья. Согласно этому договору в течение первых десяти лет нового тысячелетия в Европе должно быть создано единое образовательное пространство.

Вступительное слово
Александра Соколова

Видео (WMV) - 21 Mb
Аудио (MP3) - 6 Mb
Виктор Мизиано
Видео (WMV) - 72 Mb
Аудио (MP3) - 21 Mb
Георг Шелльхаммер
Видео (WMV) - 83 Mb
Аудио (MP3) - 22 Mb
Екатерина Деготь
Видео (WMV) - 62 Mb
Аудио (MP3) - 18 Mb
Дарья Пыркина
Видео (WMV) - 2,6 Mb
Аудио (MP3) - 0,8 Mb
Антон Видокль
Видео (WMV) - 24 Mb
Аудио (MP3) - 6 Mb
Иосиф Бакштейн
Видео (WMV) - 55 Mb
Аудио (MP3) - 16 Mb
  20 мая
Вступительное слово
Александра Соколова

Видео (WMV) - 31 Mb
Аудио (MP3) - 9 Mb
Красимира Лукичева
Видео (WMV) - 67 Mb
Аудио (MP3) - 19 Mb
Красимира Лукичева
(вопросы)

Видео (WMV) - 20 Mb
Аудио (MP3) - 6 Mb
Екатерина Андреева
Видео (WMV) - 31 Mb
Аудио (MP3) - 9 Mb
Оля Лялина
Видео (WMV) - 76 Mb
Аудио (MP3) - 22 Mb
Людмила Бредихина
Видео (WMV) - 22 Mb
Аудио (MP3) - 7 Mb
  Круглый стол
Вступительное слово
Александра Соколова

Видео (WMV) - 12 Mb
Аудио (MP3) - 3,5 Mb
  Часть 1
Анатолий Осмоловский
Видео (WMV) - 22 Mb
Аудио (MP3) - 6 Mb
  Ольга Киселева
Видео (WMV) - 12 Mb
Аудио (MP3) - 3,5 Mb
  Михаил Сидлин
Видео (WMV) - 10 Mb
Аудио (MP3) - 3 Mb
  Екатерина Деготь
Видео (WMV) - 18 Mb
Аудио (MP3) - 5 Mb
  Часть 2
Влад Сафронов,
Ольга Киселева,
Анатолий Осмоловский,
Екатерина Деготь,
Михаил Сидлин,
Вера Дажина

Видео (WMV) - 18 Mb
Аудио (MP3) - 5 Mb
  Екатерина Деготь, Михаил Сидлин,
Вера Дажина

Видео (WMV) - 10 Mb
Аудио (MP3) - 3 Mb
  Кети Чухров
Видео (WMV) - 6 Mb
Аудио (MP3) - 1,5 Mb
  Анатолий Осмоловский, Екатерина Деготь
Видео (WMV) - 6 Mb
Аудио (MP3) - 1,5 Mb
  Вера Дажина
Видео (WMV) - 9 Mb
Аудио (MP3) - 2,5 Mb
  Дарья Пыркина
Видео (WMV) - 4,5 Mb
Аудио (MP3) - 1 Mb
  Анатолий Осмоловский, Ольга Киселева,
Стас Шаманов

Видео (WMV) - 11 Mb
Аудио (MP3) - 3 Mb