Инициатива издательской программы Интерроса
конференция
ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательные аспекты издательской деятельности в области современного искусства
19-20 May 2006
в рамках ярмарки Арт Москва, ЦДХ, 17-21 мая 2006 года
В последние годы стало возможным говорить об
экстенсивном развитии российской арт-системы. Появляются новые проекты, такие как Московская биеннале, расширяются уже существующие институции (ГЦСИ), открываются новые галереи и выставочные пространства, учреждаются премии. Однако такое бурное развитие выглядит несбалансированным: уже сейчас наблюдается нехватка художников, кураторов, искусствоведов в области современного искусства.
Для появления такого рода профессионалов необходима современная образовательная система, включающая серьезную
теоретическую подготовку. Важным аспектом такого образования должна стать издательская программа, способная обеспечить специалистов необходимой учебной и профессиональной литературой.
Российское образование в области искусства предлагает в основном нереформированные каноны преподавания, доставшиеся в наследство от прежних эпох, в соостветствии с которыми практическое образование остается доминирующим. В области современного искусства существуют только
немногочисленные частные инициативы - Институт проблем современного искусства в Москве и Про Арте в Санкт-Петербурге.
Многосторонняя компетенция, необходимая современному художнику, существенно повышает значение его теоретической подготовки.
История искусства 20 века и теория искусства 20 века представлены на российском рынке немногочисленными публикациями в периодике - в первую очередь в Художественном журнале, и несколькими книгами отечественных и зарубежных авторов.
На данный момент в России существует ограниченное число специалистов в этой области, что объясняется слабостью искусствоведческого образования, касающегося второй половины 20 века. По этой причине часть издательской программы должна составлять
переводная литература, включающая в себя труды ведущих теоретиков искусства 20 века, таких как Клемент Гринберг, Харольд Розенберг, Хал Фостер, Бенджамин Бухлох, а также фундаментальные труды по истории искусства 20 века, из ряда таких как Norbert Linton: The story of modern art; T. J. Clark: Farewell to an idea; Uwe M. Schneede: Die Geschichte der Kunst im 20. Jahrhundert; Hal Foster, Rosalind Krauss, Yve-Alain Bois, and Benjamin Buchloh: Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism.
Однако историей и теорией современного искусства не ограничивается теоретическая подготовка современного художника.
Зарубежное образование предлагает широкий спектр теоретических дисциплин: теория медиа, социальная теория, Cultural studies, Social and Critical Histories of Art, Feminist Art Theory etc.
Тем не менее проблема формирования принципов современного образования - является важной темой не только и не столько в российском контексте. Она обсуждается не только в международных СМИ, но становится
объектом творчества и рефлексии художников на крупнейших международных форумов современного искусства. В надежде получить представление о подходах к этой проблеме в других странах, мы пригласили на наши дискуссии кураторов крупнейшей выставки современного искусства
Documenta 12 (2007), заявивших тему education одним из лейтмотивов своего проекта. Участвующие в нашей дискуссии кураторы европейской биеннале
Manifesta 6 (конец 2006 года), весь свой проект посвятили теме образования в области современного искусства, отказавшись в этом году от традиционной выставочной формы в пользу трехмесячной школы, где приглашенные художники будут выступать в качестве преподавателей.
То, что проблемы образования, и художественного образования в частности, оказываются в фокусе внимания одновременно в России и в Европе, обусловлено как специфическими локальными причинами, так и общими. К последним надо отнести общую тенденцию утраты как образовательными учреждениями, так арт-институциями, экономической автономии, ведущей к логике
нематериального сервиса.
С другой стороны надо назвать Болонский процесс (1) и вступление в него России. К положительным последствиям этого процесса относят, в частности, упрощение для преподавателей и студентов перемещений из одного учебного заведения в другое в рамках универсализированной системы образования.
Рогер Бюргель, куратор выставки Documenta 2007, говорит о “глобальном процессе
культурного перевода (cultural translation), находящего отражение в искусстве и его институте посредничества” - профессиональные и популярные издания, образовательные учреждения, музеи, галереи, критика etc, и об открываемой этим процессом “возможности всеохватывающей общественной дискуссии” (documenta.de). Значение, которое куратор отводит сегодня образованию и искусству, заставляет вспомнить
эпоху Просвещения: “Эстетическое образование кажется сегодня единственно достойной
альтернативой дидактике и академизму с одной стороны, и товарному фетишизму – с другой.”
Столь высокие ожидания, связанные с современным искусством и его собственной образовательной ролью в обществе, ставят принципиальный вопрос:
какой компетенцией должны обладать художник, куратор, критик, теоретик актуального искусства?
Обсуждения издательской программы в рамках ярмарки Арт Москва состоят из двух частей. Первая часть состоит из выступлений зарубежных и отечественных специалистов. В качестве второй части выступает
круглый стол, на котором - на основании заслушенных выступлений – должны быть высказаны рекомендации и мнения участников о принципах и конкретных шагах в формировании издательской программы в поддержку образования в области современного искусства.
Александр Соколов
Куратор конференции "Искусство и
образование"
asoko_ov@tochka.ru
(1) Болонский договор – совместное заявление министров образования 29 европейских стран, в т.ч. России. Подписано в 1999 году в итальянском городе Болонья. Согласно этому договору в течение первых десяти лет нового тысячелетия в Европе должно быть создано единое образовательное пространство.
|