-
Итак, мой первый вопрос. Я
могу начать?
-
Да.
-
Главные принципы или
концепция образования в современном обществе.
-
Это
вопрос?
-
Да. Что является
принципиальным для образования в
современном обществе?
-
Концепция
или основные положения образования в современном обществе…Всё то, что мы
создаём нашими культурными достижениями, строится, естественно, на образовании,
и это развилось вместе с традициями, в некоторых случаях до очень высокого
уровня, который, по сути, ещё должен быть точно определён. Это постоянный процесс,
где необходимо лучше обдумывать, сколько в него вкладывать средств, чтобы эти
суммы были достаточными и удовлетворительными для этой области.
-
А что является основной
концепцией образования в современном искусстве?
-
В
сущности, академичность является основой современного искусства. Мы следуем
традиции ссылаться на историю, а ссылаться на историю можно лишь через
образование, через знания и обмен опытом. И зачастую искусство, которое мы
сегодня наблюдаем, становится понятным только при знании конкретных
исторических условий.
-
Можно ли тогда утверждать,
что без академического образования нельзя создавать искусство?
-
Ну,
это не обязательно должна быть Академия Искусств, где именно образование
составляет основу. Ведь возможны совершенно разные подходы, и из нашей практики
можно сказать, что очень многие приходят
из гуманитарных наук. А если
приходят те, кто уже сами по себе занимаются какими-либо ремесленными работами,
то они тоже
всё-таки располагают глубокими знаниями, которые создают базу.
-
Значит, в настоящее время
ремесленные работы являются скорее диковинкой, так сказать, исключением?
-
Я
вижу это не совсем так. Если сравнить
студентов, которые учились у меня, то довольно многие из них закончили
специальные училища. Кстати, именно в скульптуре есть резчики по камню, которые
имеют свидетельство о квалификации.
-
Какого отношение
практического и теоретического образования?
-
Во
времена, когда я учился, теория, конечно, имела довольно большое значение. Для
меня она тоже играла важную роль. Я не мог решить однозначно, буду ли я
заниматься изобразительным искусством или литературой. Не то, чтобы я внезапно
открыл бы в себе талант писать. Просто я был увлечённым читателем. И я подумал,
что, возможно, литература могла бы стать для меня предметом изучения. Я с интересом
стал искать в университете и в академии что-то соответствующее моему увлечению.
И тогда я обнаружил дефицит того, что может предложить академия. Я думаю, что
сегодня ситуация кардинально изменилась.
-
Мои интересы лежали
преимущественно в области создания, лекции для меня не существовали. Собственно
работа всегда была для меня важнее. С лекциями я столкнулся лишь тогда, когда
понял, что они обязательны.
-
Да,
я часто замечал, как активно ты участвуешь в обсуждениях.
-
Это случалось, когда в
классе проходили теоретические дискуссии.
-
Я
полностью согласен с тобой, что возможностей стало намного больше, до такой
степени, что в них очень сложно ориентироваться. Выбор настолько большой, что в
нём можно потеряться. Нужна какая-то помощь, чтобы сориентироваться во всех
предложениях.
-
Я не хочу поставить это
кому-то в упрёк, но порой мне кажется, что молодые студенты в поиске
направления рассуждают о вещах теоретически, в то время как основа, понимание и
взгляд на тему ещё не сформированы.
-
Ну,
можно принять ещё то, что через общение происходит преодоление непонимания.
Здесь нужно предпринять отважный шаг. Разумеется, хорошо, когда деятельность
исходит не из интереса количественных показателей, а из-за интереса, что что-то
создаётся и это ориентируется на качество.
-
Какую теоретическую
дисциплину для образования в области искусства ты мог бы
порекомендовать?
-
Их
очень много, и ответ может быть долгим. В первую очередь, нужно пытаться
определить, где личные предпочтения
могли бы развиваться дальше, тянет ли
тебя к истории или ты обладаешь талантом методического теоретизирования. У нас
есть студенты, которые умеют сложно объяснять сложное содержание, и тогда
становится интересно, как эта способность будет развиваться дальше, если её
поддерживать.
-
Какие бы тексты и каких
авторов ты бы порекомендовал для учёбы и для образовательных учреждений в сфере
искусства?
-
Сегодня
литература представлена огромным количеством работ, и когда-то её, конечно,
необходимо прочитать. Каждый год начинается с новой темы, что обусловливает
новую литературу, и когда постепенно начинаешь вникать, замечаешь, как тексты
связаны между собой. Даже если
обратиться к ссылкам, то видно переплетение идей, связь мыслей.
-
В принципе сегодня нужна
одна большая библиотека, которая бы постоянно пополнялась новыми трудами?
-
Было
время, когда я читал очень много французской литературы. Это было до того, как
я начал читать французских философов, к которым у меня всегда было несколько
скептическое отношение, но которые заставили меня обратиться к другим авторам.
-
Потому что Камю и Сартр
тогда были модными?
-
Нет,
просто литература начала XIX века меня поистине
воодушевила.
-
А какая философия тебе
ближе?
-
Пожалуй,
я постэкзистенциалист. Постэкзистенциалистов я читал, чтобы восполнить пробелы
в гимназическом образовании. Сартр в некотором роде относится к списку
литературы шестнадцатилетних молодых людей.
-
Что должны уметь выпускники
образовательных учреждений искусства?
-
Они
должны более или менее разбираться в области, в которой они оказались. Они
должны приобрести какие-то полномочия и уметь критически оценивать собственные
работы. Думаю, это и есть цель, которую нужно ставить перед собой после
выпуска.
-
А в какой степени возможно
влияние на концепцию образования, если образовательные учреждения будут
подвержены преобразованиям, процессу изменения от самостоятельного учреждения,
опирающегося на государство, до, так сказать, предприятия обслуживания?
-
Это
всё вопрос денег, вопрос взаимозависимости общественных учреждений и
образования. Но это и естественно, что школы и академии должны составить общее
мнение о непрерывном развитии. Стратегии образования необходимо постоянно
развивать и приводить в соответствие с конкретными условиями. Модели в этой
области кардинально изменились, и они нуждаются в урегулировании. Конечно,
существуют тенденции, которые академия не приветствует, это, например, касается
новых структур образования – бакалавр и магистр. Сейчас делают попытки
заменить принцип деления по ступеням образования.Это могут не обязательно
быть структуры, которые приходят в академию извне, которые
свидетельствуют о прогрессе. Эти
структуры делают академию сравнимой с
другими университетами. Это означает также, что обмен студентами и специалистами в Европе, в Америке и в других странах может осуществляться
свободно, без формальных ограничений.Если выполнить эти положения, то
тогда, я думаю, будет достаточно просто
интерпретировать теории с обеих сторон – со стороны студентов и
преподавателей.
-
Как создатель искусства
может делать хорошие работы, живя в
системе, где государственные учреждения консервативны и отсутствует информация
о событиях в мире искусства? Как стать современным деятелем искусства в
системе, где отрицаются новшества, где им в любом случае не содействуют?
-
Сегодня
исходят из того, что есть определённая реакция на политические отношения, и из
того, в каком общественном устройстве человек живёт. Но ведь необходимо
отталкиваться от того, что граждан
нельзя лишить мысли и что воспоминания о бунте и сопротивлении существуют
вопреки бессмысленной идеологии.
-
Если так на это посмотреть,
то ведь в Чехии искусство по большей части сделали развлечением, когда
обстановка там стала более либеральной. И это веяние было принято на Западе
лишь спустя 20, 30 лет?
-
Если
проводить такие сравнения, то именно зрелище и роскошь были, так сказать,
искусством вне рамок. И то, что ты описываешь в Чехии, в Румынии или в Польше,
можно было найти и в Нью-Йорке, и в Вене. У авторов всё совпадает:
производство, ремесло. Из этого всего
возникли удивительные вещи, именно потому,
что не было попытки создать
искусство за счёт чужих работ.
|