-   Итак, мой первый вопрос. Я могу начать?

-   Да.

-   Главные принципы или концепция образования в современном обществе.

-   Это вопрос?

-   Да. Что является принципиальным для образования в  современном обществе?

-   Концепция или основные положения образования в современном обществе…Всё то, что мы создаём нашими культурными достижениями, строится, естественно, на образовании, и это развилось вместе с традициями, в некоторых случаях до очень высокого уровня, который, по сути, ещё должен быть точно определён. Это постоянный процесс, где необходимо лучше обдумывать, сколько в него вкладывать средств, чтобы эти суммы были достаточными и удовлетворительными для этой области.

-   А что является основной концепцией образования в современном искусстве?

-   В сущности, академичность является основой современного искусства. Мы следуем традиции ссылаться на историю, а ссылаться на историю можно лишь через образование, через знания и обмен опытом. И зачастую искусство, которое мы сегодня наблюдаем, становится понятным только при знании конкретных исторических условий.

-   Можно ли тогда утверждать, что без академического образования нельзя создавать искусство?

-   Ну, это не обязательно должна быть Академия Искусств, где именно образование составляет основу. Ведь возможны совершенно разные подходы, и из нашей практики можно сказать, что очень многие приходят  из гуманитарных наук. А если приходят те, кто уже сами по себе занимаются какими-либо ремесленными работами, то они тоже всё-таки располагают глубокими знаниями, которые создают базу.

-   Значит, в настоящее время ремесленные работы являются скорее диковинкой, так сказать, исключением?

-   Я вижу это не совсем  так. Если сравнить студентов, которые учились у меня, то довольно многие из них закончили специальные училища. Кстати, именно в скульптуре есть резчики по камню, которые имеют свидетельство о квалификации.

-   Какого отношение практического и теоретического образования?

-   Во времена, когда я учился, теория, конечно, имела довольно большое значение. Для меня она тоже играла важную роль. Я не мог решить однозначно, буду ли я заниматься изобразительным искусством или литературой. Не то, чтобы я внезапно открыл бы в себе талант писать. Просто я был увлечённым читателем. И я подумал, что, возможно, литература могла бы стать для меня предметом изучения. Я с интересом стал искать в университете и в академии что-то соответствующее моему увлечению. И тогда я обнаружил дефицит того, что может предложить академия. Я думаю, что сегодня ситуация кардинально изменилась.

-   Мои интересы лежали преимущественно в области создания, лекции для меня не существовали. Собственно работа всегда была для меня важнее. С лекциями я столкнулся лишь тогда, когда понял, что они обязательны. 

-   Да, я часто замечал, как активно ты участвуешь в обсуждениях.

-   Это случалось, когда в классе проходили теоретические дискуссии.

-   Я полностью согласен с тобой, что возможностей стало намного больше, до такой степени, что в них очень сложно ориентироваться. Выбор настолько большой, что в нём можно потеряться. Нужна какая-то помощь, чтобы сориентироваться во всех предложениях.

-   Я не хочу поставить это кому-то в упрёк, но порой мне кажется, что молодые студенты в поиске направления рассуждают о вещах теоретически, в то время как основа, понимание и взгляд на тему ещё не сформированы. 

-   Ну, можно принять ещё то, что через общение происходит преодоление непонимания. Здесь нужно предпринять отважный шаг. Разумеется, хорошо, когда деятельность исходит не из интереса количественных показателей, а из-за интереса, что что-то создаётся и это ориентируется на качество.

-   Какую теоретическую дисциплину  для образования  в области искусства ты мог бы порекомендовать?

-   Их очень много, и ответ может быть долгим. В первую очередь, нужно пытаться определить, где  личные предпочтения могли бы развиваться дальше, тянет  ли тебя к истории или ты обладаешь талантом методического теоретизирования. У нас есть студенты, которые умеют сложно объяснять сложное содержание, и тогда становится интересно, как эта способность будет развиваться дальше, если её поддерживать.

-   Какие бы тексты и каких авторов ты бы порекомендовал для учёбы и для образовательных учреждений в сфере искусства?

-   Сегодня литература представлена огромным количеством работ, и когда-то её, конечно, необходимо прочитать. Каждый год начинается с новой темы, что обусловливает новую литературу, и когда постепенно начинаешь вникать, замечаешь, как тексты связаны между собой.  Даже если обратиться к ссылкам, то видно переплетение идей, связь мыслей.

-   В принципе сегодня нужна одна большая библиотека, которая бы постоянно пополнялась новыми трудами?

-   Было время, когда я читал очень много французской литературы. Это было до того, как я начал читать французских философов, к которым у меня всегда было несколько скептическое отношение, но которые заставили меня обратиться к другим авторам.

-   Потому что Камю и Сартр тогда были модными?

-   Нет, просто литература начала XIX века меня поистине воодушевила.

-   А какая философия тебе ближе?

-   Пожалуй, я постэкзистенциалист. Постэкзистенциалистов я читал, чтобы восполнить пробелы в гимназическом образовании. Сартр в некотором роде относится к списку литературы шестнадцатилетних молодых людей.

-   Что должны уметь выпускники образовательных учреждений искусства?

-   Они должны более или менее разбираться в области, в которой они оказались. Они должны приобрести какие-то полномочия и уметь критически оценивать собственные работы. Думаю, это и есть цель, которую нужно ставить перед собой после выпуска.

-   А в какой степени возможно влияние на концепцию образования, если образовательные учреждения будут подвержены преобразованиям, процессу изменения от самостоятельного учреждения, опирающегося на государство, до, так сказать, предприятия обслуживания?

-   Это всё вопрос денег, вопрос взаимозависимости общественных учреждений и образования. Но это и естественно, что школы и академии должны составить общее мнение о непрерывном развитии. Стратегии образования необходимо постоянно развивать и приводить в соответствие с конкретными условиями. Модели в этой области кардинально изменились, и они нуждаются в урегулировании. Конечно, существуют тенденции, которые академия не приветствует, это, например, касается новых структур образования – бакалавр и магистр. Сейчас делают попытки заменить принцип деления по ступеням образования.Это могут не обязательно  быть структуры, которые приходят в академию извне, которые свидетельствуют о прогрессе.  Эти структуры делают  академию сравнимой с другими университетами. Это означает также, что обмен  студентами и специалистами в Европе, в Америке  и в других странах может осуществляться свободно,  без формальных ограничений.Если выполнить эти положения, то тогда, я думаю, будет достаточно просто  интерпретировать теории с обеих сторон – со стороны студентов и преподавателей.

-   Как создатель искусства может делать хорошие работы, живя  в системе, где государственные учреждения консервативны и отсутствует информация о событиях в мире искусства? Как стать современным деятелем искусства в системе, где отрицаются новшества, где им в любом случае не содействуют?

-   Сегодня исходят из того, что есть определённая реакция на политические отношения, и из того, в каком общественном устройстве человек живёт. Но ведь необходимо отталкиваться от того,  что граждан нельзя лишить мысли и что воспоминания о бунте и сопротивлении существуют вопреки бессмысленной идеологии.

-   Если так на это посмотреть, то ведь в Чехии искусство по большей части сделали развлечением, когда обстановка там стала более либеральной. И это веяние было принято на Западе лишь спустя 20, 30 лет?

-   Если проводить такие сравнения, то именно зрелище и роскошь были, так сказать, искусством вне рамок. И то, что ты описываешь в Чехии, в Румынии или в Польше, можно было найти и в Нью-Йорке, и в Вене. У авторов всё совпадает: производство, ремесло.  Из этого всего возникли удивительные вещи, именно потому,  что не было попытки  создать искусство за счёт чужих работ.

Йорг Бадер
Видео (WMV) - 17 Mb
Аудио (MP3) - 4 Mb
Эдек Барц
Видео (WMV) - 61 Mb
Аудио (MP3) - 18 Mb
Уте Мета Бауэр
Видео (WMV) - 56 Mb
Аудио (MP3) - 16 Mb
Сюзанне Бош
Видео (WMV) - 8 Mb
Аудио (MP3) - 2 Mb
Петер Вайбель
Видео (WMV) - 49 Mb
Аудио (MP3) - 14 Mb
Лаэм Гиллик
Видео (WMV) - 173 Mb
Марина Гржинич
Видео (WMV) - 55 Mb
Аудио (MP3) - 16 Mb
Борис Гройс
Видео (WMV) - 56 Mb
Аудио (MP3) - 16 Mb
Владимир Гудац
Видео (WMV) - 74 Mb
Аудио (MP3) - 22 Mb
Дидрих Дидрихсен
Видео (WMV) - 36 Mb
Аудио (MP3) - 11 Mb
Марсель Динае
Видео (WMV) - 75 Mb
Аудио (MP3) - 22 Mb
Кэти Дипвелл
Видео (WMV) - 34 Mb
Аудио (MP3) - 10 Mb
Илико Зауташвили
Видео (WMV) - 48 Mb
Аудио (MP3) - 14 Mb
Александар Баттиста Илич
Видео (WMV) - 38 Mb
Аудио (MP3) - 11 Mb
Катарина Йедерманн
Видео (WMV) - 17 Mb
Аудио (MP3) - 5 Mb
Вольфганг Кнапп
Видео (WMV) - 35 Mb
Аудио (MP3) - 10 Mb
Петер Коглер
Видео (WMV) - 45 Mb
Аудио (MP3) - 13 Mb
Марина Колдобская
Видео (WMV) - 36 Mb
Аудио (MP3) - 10 Mb
Георгий Литичевский
Видео (WMV) - 51 Mb
Аудио (MP3) - 15 Mb
Ивана Манце
Клаус Мертенс
Видео (WMV) - 36 Mb
Аудио (MP3) - 11 Mb
Петар Милат
Видео (WMV) - 63 Mb
Аудио (MP3) - 19 Mb
Алла Митрофанова
Видео (WMV) - 49 Mb
Аудио (MP3) - 14 Mb
Анатолий Осмоловский
Видео (WMV) - 49 Mb
Аудио (MP3) - 14 Mb
Санди Паучич
Видео (WMV) - 50 Mb
Аудио (MP3) - 15 Mb
Ана Пераица
Видео (WMV) - 54 Mb
Аудио (MP3) - 17 Mb
Нира Перег
Петра Райхенспергер
Видео (WMV) - 24 Mb
Аудио (MP3) - 9 Mb
Констанце Рум
Видео (WMV) - 24 Mb
Аудио (MP3) - 7 Mb
Жак Соважо
Видео (WMV) - 70 Mb
Аудио (MP3) - 20 Mb
Авдей Тер-Оганян
Видео (WMV) - 48 Mb
Аудио (MP3) - 14 Mb
Сара Уилсон
Видео (WMV) - 47 Mb
Аудио (MP3) - 14 Mb
Андреа Фрэзер
Видео (WMV) - 58 Mb
Аудио (MP3) - 17 Mb
Мика Ханнула
Видео (WMV) - 45 Mb
Аудио (MP3) - 13 Mb
Кристин Хилл
Видео (WMV) - 63 Mb
Аудио (MP3) - 18 Mb
Андрей Хлобыстин
Видео (WMV) - 53 Mb
Аудио (MP3) - 15 Mb
Ханс Дитер Хубер
Видео (WMV) - 13 Mb
Аудио (MP3) - 4 Mb
Николь Хьюитт
Видео (WMV) - 16 Mb
Аудио (MP3) - 5 Mb
Фрэнсис Цайшегг
Видео (WMV) - 31 Mb
Аудио (MP3) - 9 Mb
Хаймо Цоберниг
Видео (WMV) - 33 Mb
Аудио (MP3) - 10 Mb
Иван Чечот
Видео (WMV) - 63 Mb
Аудио (MP3) - 14 Mb
Алексей Шульгин, Аристарх Чернышев
Видео (WMV) - 54 Mb
Аудио (MP3) - 16 Mb
WHW
Видео (WMV) - 30 Mb
Аудио (MP3) - 9 Mb