Аспекты теоретического образования
Мультидисциплинарный метод в теории и истории искусства ХХ века: два примера (из 2004 года в 1933-й).
Сообщение посвящено краткому
анализу двух историй искусства ХХ века: книге Х. Фостера, Р. Краусс, И.-А. Буа и
Б. Бухлоха «Искусство с 1900 года. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм» (Thames & Hudson, 2004) и
«Синтетической истории искусств» И. И. Иоффе (Л., 1933). Одна из основных
проблем, с которыми сталкивается теоретик и историк искусства ХХ века, это
проблема метода, который бы позволил проанализировать и сгруппировать в
небессмысленное целое объемы разнородного художественного материала, не поддающегося
структурированию по традиционным стилям и жанрам. Именно акцентировка метода
исследования отличает две разделенные семьюдесятью годами и всей толщей
социально-политической истории книги. Обобщающий труд соавторов, объединенных
работой над журналом «Октябрь», где с середины 1970-х решались вопросы
актуальной теории искусства, предлагает в качестве фундаментальных такие методы
анализа, как психоанализ, социальную историю искусства, формализм и
структурализм, постструктурализм и деконструкцию. Понятно, что все они связаны
с теориями, которые сильно повлияли на разные гуманитарные дисциплины и на
теорию изобразительного искусства в том числе. Однако с историей
изобразительного искусства, с самой художественной практикой их связь часто
весьма условна. Историю искусств от первобытного до живописи Александра
Дейнеки, написанную И. И. Иоффе (1888 — 1947), обвиняли в вульгарном
социологизме, то есть в злоупотреблении социальными объяснениями художественных
процессов. И советский ученый, и современные нам исследователи исходили из
того, что художественная практика в ХХ веке является мультидисциплинарной. Вопрос
в том, до какой степени эта практика растворяется в других дисциплинах? Насколько
применимы методы других дисциплин для анализа художественной практики?
Авторы «Искусства с 1900 года» обсуждают
его в заключающей книгу дискуссии, констатируя глубокий кризис современного искусства,
распыление смыслов и утрату социального и интеллектуального «места силы». Но не
является ли одной из причин этого кризиса как раз злоупотребление
интердисциплинарным подходом, которое, начиная с 1970-х годов, когда
складывается современная система художественного образования, лишает
художественную практику стабильной системы критериев? Обратимся к этой теме
подробнее. По мнению авторов «Искусства с 1900 года», проблема выбора метода в
теории актуального искусства возникает в полный рост около 1940 года. Тогда
один из основных теоретиков современной художественной культуры, американский
критик Климент Гринберг предлагает два, по их мнению, не сводимых к общему
целому, подхода. В работе «Авангард и кич» (1939) Гринберг противопоставляет
искусство авангарда, или формотворчество соцреализму, то есть пропаганде
массовой культуры. Такой способ теоретизирования авторы считают частью
социальной истории искусства. В 1940 году в статье «По направлению к Новому
Лаокоону» Гринберг напоминает о том, как Лессинг разделял изобразительное
искусство и искусство слова. Теперь он акцентирует чистую форму, словно бы,
«очищает» ее от истории, положив начало американскому формализму. С нашей точки
зрения, здесь нет противоречия: налицо последовательная эволюция взглядов Гринберга,
которого в опыте авангарда больше интересовала живопись, нежели конструктивизм
и социальное моделирование новых форм. Эту эволюцию и широкое распространение аполитичной,
антисоциальной формалистской теории искусства авторы объясняют травматическим
опытом Второй мировой войны: история искусства как часть всеобщей истории
невыразима, потому что ужасна. Формалистическая теория искусства в 1960-е
тяготеет к тому, чтобы исключить из «стандартной истории искусства» в качестве
кича всю массовую культуру. Следовательно, она попадает в тупик, поскольку
оказывается не способной описать процессы формирования художественного
авангарда второй половины 19 – первой половины 20 веков, когда авангард формовал
себя именно в динамичном противоборстве, а подчас и в диалоге с массовой
культурой. Так же эта теория совершенно не отвечает реальности самих 1960-х,
отказывая в праве быть искусством поп-арту и другим лидирующим движениям. Кроме
того, как признают авторы «Искусства с 1900 года», к середине 20 века один из
избранных ими методов – психоанализ, важный для искусства сюрреализма, - сам
становится в США продуктом массовой культуры, и отчасти поэтому искусство 1960-х,
особенно минимализм, стремится к депсихологизации творчества. Наконец, если
вспомнить о социальной истории искусства, пролетарский интернационализм как
основа социального авангарда к 1940-м так же девальвирован, как и психоанализ.
Тезисы этой теории, этой первой глобалистской программы переиначиваются и идут
на постройку эффективного оружия пропаганды американского Госдепартамента. Таким
образом, к 1970-м годам наступает общий методологический кризис, который
оставляет актуальными лишь новые методы тотальной критики – постструктурализм и
деконструкцию.
Исходя из этих наблюдений,
Бенджамен Бухлох в качестве краеугольных камней теории искусства предлагает два
знаменитых философских и социально-критических текста, которые не оставляют
обществу особенной надежды на развитие евро-американской культуры в будущем, а
именно «Диалектику Просвещения» Адорно и Хоркхаймера (1947) и «Общество
спектакля» Дебора (1967). Бухлох видит будущее бесперспективным, наблюдая
прогресс общества спектакля в карьере Мэтью Барни, американской суперзвезды
1990-х. Надежды на расширение территории актуального искусства, особенно
заметное с середины 1980-х, также не оправданны, ведь именно коммерческая
культуриндустрия расширяет ареалы, вторгаясь в Южную Африку, Албанию, Россию или
Южную Корею. Парадоксальный вывод из этой дискуссии о кризисе методологии и
художественной практики делает Розалинда Краусс. Она указывает на прогрессивное
значение постструктурализма как метода, который в 1970-е позволяет разоблачить
формалистическую идеологию модернизма, позволяет десублимировать идею чистоты
художественных средств. И здесь же она говорит о пагубности девальвации такого
традиционного формального критерия успешной художественной практики, как
рисунок. К удивлению всех остальных авторов она предлагает считать важнейшим
опыт южноафриканского художника Уильяма Кентриджа, но именно как опыт
художника-рисовальщика. Понятно, что в эпоху мультимедийных инсталляций,
которые еще в 1970-е критически продвигала сама Краусс, которые «рифмовались» в
сознании художников с тотальной критикой и деконструкцией всей традиционной
системы художественных средств, этот вывод выглядит весьма радикально.
Заключая книгу, Х. Фостер и Б.
Бухлох дают мрачный прогноз на сегодня. Фостер говорит: «Мы должны отметить,
что обсуждаемые здесь методы – психоанализ, марксистская социальная история,
структурализм и постструктурализм – едва дышат. Многих это состояние устраивает,
потому что обеспечивает художественную свободу и критическое разнообразие.
Однако наша парадигма как отсутствие парадигмы также поощряет индифферентность,
ведущее к стагнации отсутствие мер, потребительско-туристическую культуру… - и
в конце концов чем лучше постисторический дефолт современного искусства нежели
старый историцистский детерминизм модернистского искусства в духе Гринберга? …
Это чувство постисторичности - главный парадоксальный эффект сегодняшних дней:
мы движемся по музейным пространствам, словно бы, после конца времен». Бухлох
продолжает его рассуждение: «Вокруг нас постоянно возрастает число все более
впечатляющих музейных зданий и институтов, но их социальная функция, когда-то
сравнимая с публичной образовательной сферой университетов, теперь становится
полностью неопределенной. А новые функции подобны банковским – заключаются в
хранении если не золотого стандарта, то во всяком случае гарантий качества и
цены для инвесторов и спекулянтов на художественном рынке – для тех, кто входит
в пространство конгрегации, полу-публичное, где устанавливаются котировки,
которые обещают компенсировать, если не изгладить полностью, реальную потерю
нашего чувства желать и мочь достигнуть политического и социального
самооформления». Третий собеседник Ив-Ален Буа, настроенный более оптимистично,
завершает книгу словами о том, что именно амнезия современной культуры и
побудила авторский коллектив создать эту историю искусства, чтобы спасти от
забвения многие сущностные моменты в художественной практике ХХ века. (с. 679).
Однако, проблема этой
замечательной коллективной монографии заключается как раз в том, что не в
последнюю очередь из-за методологической «разбросанности» история искусства
здесь воссоздается именно как собрание спасенных фрагментов. Книга не образует картину
исторического времени в динамике становящихся и сходящих со сцены процессов
развития. Возможно, такого результата можно было бы избежать, если бы
применение мультидисциплинарного метода авторы понимали так, как это предлагал
делать И. И. Иоффе. Он, в отличие от авторов «Искусства с 1900 года», сохранил
в понимании интердисциплинарности конкретность самой художественной практики. В
предисловии к своей книге он написал о том, что «история искусства должна быть
исторической теорией искусства», то есть панорамой истории мышления в образах.
В духе времени Иоффе считал, что «искусства не существуют в отдельности, сами в
себе, но проникают, перекрывают друг друга и все вместе выполняют одни
идеологические задания класса; это участки фронта, взаимно поддерживающие друг
друга». Интердисциплинарность по Иоффе – это синтетический подход к искусству,
когда исследуется не развитие одного какого-то жанра или вида искусства вертикально
на протяжении столетия, но берется горизонтальный срез всех основных искусств в
данное время: живописи, литературы, музыки, и таким образом возникает целостная
картина стиля как мыслеформы, через которую действуют конкретные время и
пространство. Иоффе справедливо полагал, что «между пространственными
искусствами разных способов мышления большая
дистанция, чем между пространственными и временными – одного способа мышления…
Деление искусств на пространственные и временные основывается на делении их на
световые и звуковые, или зрительные и слуховые. Но свет эмпирически кажется
пространственным; он беспрерывно излучается и гаснет, истекает и протекает
непрестанно. …Неизменность солнечного света относительно человеческой истории,
заполненность им мира делают его как бы абсолютной основой протяженности, но он
же – основа и времени… Бесспорно, что мы музыку слышим, а живопись видим.
Живопись нема, а музыка невидима. Но человек видит и слышит одновременно, слух
и зрение взаимно поддерживают и дополняют друг друга, а не действуют в
отдельности. Только профессионализм гипертрофировал и разорвал световую и
звуковую ориентацию в мире и создал глухих художников и слепых музыкантов». «Панэнергетизм,
- говорит Иоффе, - занимает место пантеизма». В соответствии со своей
концепцией Иоффе следующим образом строит историю искусства эпохи модернизма.
Он разделяет период на символизм и мистический идеализм (Блок, Белый, Врубель,
Скрябин), натурализм и позитивизм (Золя, Уитмен, Курбе, Менье, Вагнер),
импрессионизм (Моне, Серов, Бальмонт, Чехов, Дебюсси), конструктивизм,
технологический функционализм (Сезанн, Пикассо, Малевич, Хлебников,
Стравинский), экспрессионизм и сюрреализм, психический функционализм (Леонид
Андреев, Пастернак, Ван Гог, Мейднер, Филонов, Шенберг), соцреализм,
диалектический материализм (Горький, Гладков, Панферов, Шолохов, Маяковский,
Сельвинский, Дейнека, «Изорам»). В качестве основных форм актуального искусства
рубежа 1920-30-х годов Иоффе рассматривает кино и радио-литературу.
Понимание мультидисциплинарного
метода по Иоффе сохраняет идею художественной практики как целого, в котором
доминируют в зависимости от запросов времени те или иные отрасли творчества. Поиск
подходов к анализу художественной практики здесь освобождается от штампов
художественно-критического дискурса (вульгарно-социологические штампы можно
исключить из рассмотрения как принятый тогда камуфляж). Иоффе парадоксально
возвращает взгляд к искусству и в то же время освобождает от узкой гуманитарной
специализации критики. Он открывает искусство как то главное, в чем
сфокусированы все проблемы действительности, сфокусирована история, а не
специальные языки описания. Эта позиция оказалась в истории уникальной и не
востребованной ни в СССР, ни на Западе. Если бы идеи Иоффе получили достойное
развитие, нынешнее кризисное состояние актуального искусства, объективное, но во
многом обусловленное влиянием художественной теории, имело бы гораздо больше
шансов на корректировку и установление новых горизонтов.
|